Главная » 2018 » Июнь » 9 » Тест "всепогодной" корпусной акустики Rockford Fosgate PM2652W и 10-дюймового сабвуфера Rockford Fosgate PM210S4X (CARMUS.RU)
19:58
Тест "всепогодной" корпусной акустики Rockford Fosgate PM2652W и 10-дюймового сабвуфера Rockford Fosgate PM210S4X (CARMUS.RU)
Как обещал, продолжаю изучать компоненты класса marine. Намеренно не говорю "морские" или "водные", потому как их можно ставить и в какие-нибудь открытые внедорожники или, скажем, большие квадроциклы. Вопросы по "озвучке" такого транспорта возникают часто, а вот детальных тестов подходящей аудиотехники крайне мало. Сегодня у меня на изучении акустика и сабвуфер, которые есть смысл рассматривать именно так – вместе.

Сабвуфер Rockford Fosgate PM210S4X

Начну, пожалуй, с сабвуфера, он здесь – самое интересное. "Всепогодные" сабвуферы – вообще штука своеобразная, они сильно отличаются от чисто автомобильных сабов. И дело не только во влагозащите. Во-первых, таким сабам в большинстве случаев предстоит работать не на замкнутый объём автомобиля, а на открытое пространство. Во-вторых, как такие сабы устанавливать? В маленький корпус? В большой? Или совсем во free-air?



Всё это будет понятно чуть позже, когда приступлю к измерениям. Пока же начну изучение с самой конструкции. Внешне этот саб отличается от чисто автомобильных наличием гриля и пластиковой корзиной. Кстати, бояться последнего не нужно, прочность здесь вполне себе нормальная. Может, даже пожёстче штамповки будет. Его просто нужно подержать в руках, чтобы это почувствовать.



Диффузор полипропиленовый. Как и у некоторых других сабов RoFo, он здесь составной – цельная лицевая часть, на которой с обратной стороны закреплен конус и звуковая катушка.



Подводящие, кстати, герметично "одеты" в изоляцию – сертификация marine к этому обязывает.



Терминалы подключения кабелей выведены почти в самую нижнюю часть динамика.



А вот теперь самое интересное – измерения и расчёты оформления. В описании, конечно, есть и то, и другое, но иногда, как показывает практика, лучше перепроверить. К счастью, с повторяемостью параметров здесь всё выглядит довольно пристойно.


Параметры (факт / заявка):

  • Fs (резонансная частота) – 45 Гц / 45 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14,6 / 20,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,56 / н.д.
  • Qes (электрическая добротность) – 0,67 / н.д.
  • Qts (полная добротность) – 0,62 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 140 г / н.д.
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,5 Тл м / н.д.
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом / н.д.
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,9 дБ / 86 дБ


Описание рекомендует два вида оформления – закрытый ящик от 14 до 24 литров и фазоинвертор 35 л с портом на 48 Гц. Смотрим, что из этого получится. Для начала, при работе на открытое пространство (без учёта салона автомобиля):

Расчётная АЧХ при работе сабвуфера на открытое пространство
  • Красная кривая – ФИ 35 литров / 48 Гц
  • Синяя кривая – ЗЯ 21 литр


Учитывая, что такой саб может применяться, например, в открытом внедорожнике или кабриолете с закрывающимся верхом, на всякий случай можно посмотреть что получится в замкнутом салоне автомобиля:

Расчётная АЧХ при работе сабвуфера в салоне автомобиля


В общем, по рекомендациям получается так. В ЗЯ 21 литр саб будет более-менее нормально работать только в салоне автомобиля. На открытом же пространстве он превратится в большой мидбас, отдача будет никакая. Так что этот вариант – только когда место для корпуса совсем поджимает. ФИ 35 л / 48 Гц на открытом воздухе будет молотить интереснее, но крайне необходимо, чтобы в системе был сабсоник, настроенный не ниже 35-38 Гц. Иначе при любой попытке навалить громкости динамик может уходить в разнос.

Попробовал поиграться с другими вариантами оформления. Интересный вариант получается в фазоинверторе 28 литров с портом на 43 Гц:

Расчётная АЧХ при работе сабвуфера в салоне и на открытое пространство
  • Красная кривая – ФИ 28 литров / 43 Гц (в салоне автомобиля)
  • Синяя кривая – ФИ 28 литров / 43 Гц (на открытое пространство)
Такой саб получается универсальным – и в закрытом салоне будет поинтереснее работать, и на открытом воздухе тоже не будет бесполезен. Правда, сабсоник на усилителе и в этом случае тоже очень желателен, хотя его настройку можно снизить до 30-35 Гц. Без сабсоника добиться чёткого баса в ФИ вообще сложновато.

Акустика Rockford Fosgate PM2652W

От саба перехожу к акустике. На этот раз получилось взять для изучения не просто отдельные динамики, а готовое корпусное решение для установки на тауэры, дуги безопасности или какие-нибудь перекладины. В комплекте идут две "торпеды" со всем необходимым крепежом.





Корпуса выполнены герметично, для подключения внутри крепёжных элементов выведены фишки. В комплект вложены ответные разъёмы с короткими отрезками провода.





Размер динамиков – стандартные 6,5 дюймов, хотя сами динамики тут свои, "сухопутных" аналогов у них нет.



Конструкция браксиальная – это как коаксиальная, только твитер закреплен не на ножке, "растущей" из центра НЧ/СЧ динамика а на дугах. Диффузор при этом остаётся целым, что для "всепогодной" акустики как раз важно.



Рельеф стенок корпуса и небольшие внутренние рёбра дают ему достаточную жёсткость. Самое критичное место у таких корпусов – это крепление, но вес у всей конструкции не настолько большой, чтобы были проблемы.



При работе динамика вибраций на стенках не чувствуется совсем, это хорошо. Хотя на измеренном графике импеданса какие-то резонансные непонятки всё же имеются.


По измерениям резонансная частота всей собранной системы получается довольно высокой, так что особо басить эта акустика не умеет, эту ответственность придётся возложить на сабвуфер. Измерять динамик отдельно не стал, вряд ли кто-то будет покупать эту акустику, чтобы выкинуть корпуса. Поэтому интерес представляют только Fc и Qtc:
  • Fc (резонансная частота в оформлении) – 119 Гц
  • Qtc (добротность в оформлении) – 1,09


АЧХ, конечно, далеко не аудиофильская, но для работы на открытое пространство это менее критично. Главное, что нет резких выбросов АЧХ. На слух провал на 300-500 Гц довольно заметен – субъективно звучание воспринимается как менее насыщенное. Но на ритмичной музыке акустика акцентирует внимание на жёстком ударе, что в какой-то мере это компенсирует. Получается эдакий жёсткий и хлёсткий саунд.

  • Красная кривая – АЧХ по оси динамика
  • Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов
  • Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов
Что интересно, характер звука постоянен в довольно широком "луче" – при отклонении от оси динамика в пределах плюс/минус 30 градусов АЧХ меняется не кардинально.

Выводы

Что касается конструкции, то тут придраться особо не к чему – ни у саба, ни у акустики. По звучанию же – есть свои особенности. Звук в целом яркий, и хлёсткий, и если акустику оставить без сабвуферной поддержки, то даже чрезмерно. Так что взяв на тест всю связку, думаю, не ошибся. Да и вообще лишний раз убедился – к любой "уличной" акустике лучше сразу в пару выбирать сабвуфер.

Стыковать акустику с сабом конкретно в данном случае лучше в районе 100-120 Гц. Ниже – акустика не дотягивает, хоть и "панчит". Выше – сабу уже тяжеловато. Саб в принципе может работать во free-air, но тогда большой отдачи от него можно не ждать. ЗЯ – только если поджимает место. А вот фазоинверторное оформление для него, пожалуй, подойдёт лучше всего.
Просмотров: 113 | Добавил: Dj-Desire | Теги: Rockford Fosgate, RockfordFosgate | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
Очень интересно!
avatar